Основы цвета

       

 История


     Класс сразу же успокоился, и все стали стремиться мне доказать, что мои цветовые сочетания были неправиль­ными.

Через час заполненные листы легли на пол для общего просмотра. Каждый из учеников сделал на своём листе несколько эмоциональных, близких одно к другому со­четаний. Но при этом все работы сильно отличались Друг от друга. Ученики с удивлением признали, что каждый из них об­ладает своим собственным представлением о гармо­ничности цветовых сочетаний. Следуя внезапной догадке, я взял один из листов и спросил одну из учениц: «Это ваша работа?». «Да», — сказала она. Я угадал авторов всех оставшихся листов и раздал им. Отмечу, что во время выполнения этого за­дания меня не было в классе, и поэтому я не мог знать, что делал каждый из учеников. Затем ученики должны были держать листы перед собой таким образом, чтобы я мог одновременно видеть их лица и написанные ими цветовые сочетания. За первоначальным недоумением возникло веселье, потому что все ученики заметили удивительное сходство между выражением их лиц и со­зданными ими цветовым сочетаниями. Я закончил урок словами: «Сочетания цветов, созданные в качестве гар­моничных каждым из вас, представляют собой ваше субъективное цветовое восприятие. Это — субъективные цвета». ,

За этим первым опытом в последующие годы последо­вало много других. Для того чтобы эта практика увенча­лась успехом, в первую очередь в учениках, необходи­мо развить общую повышенную чувствительность к цве­ту. Без предварительного интенсивного изучения воз­можностей цвета и практических занятий с кистью и красками нельзя получить никаких надёжных результа­тов.

К опытам с выявлением субъективных цветовых пред­почтений следует подходить с большой осторожностью. В начале занятий необходимо избегать всякого намёка на то, что «субъективный цвет» может выявить характер или настроение, образ мышления и чувства учеников. Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле. Люд/!, профессионально работаю­щие с цветом, часто с большими мучениями находят свой «субъективный вариант».
Иногда, упражняющиеся в этой работе, реализуют только свои пожелания — они пишут дополнительными цветами или цветами, инте­ресными с точки зрения моды, вместо того, чтобы отра­зить в них себя.

Цветовые сочетания могут быть предельно минималь­ными и состоять из двух или трёх цветов: светло-голу­бого, средне-серого, белого и чёрного, или тёмно-коричневого, светло-коричневого, красного и черного, или жёлто-зелёного, жёлтого и черно-коричневого. Они могли бы также иметь и весьма обширный цвето­вой охват, включая жёлтый, красный, синий в их раз­личных вариациях и степени насыщенности, или же два или несколько чистых цвета в их различных тональных проявлениях.

       Между людьми с ограниченными или, наоборот, с са­мыми большими возможностями цветового восприятия заключены все промежуточные цветовые градации, ка­кие только можно себе представить, Существуют субъективные сочетания, в которых один цвет - красный, жёлтый, синий или фиолетовый - гос­подствует в количественном отношении, в результате чего у нас появляется искушение заявить, что тот или иной художник видит мир в красном, жёлтом или си­нем цвете. При этом создается впечатление, что тот или иной художник видит все через цветные очки, причём весьма возможно, что его мысли и чувства также соот­ветственно окрашены.

В моих исследованиях по изучению субъективного цветовосприятия, я обнаружил, что не только выбор и соче­тания цветов, но и величина цветовых пятен и ориента­ция мазков могут быть весьма характерными для того или иного художника. Некоторые из них предпочитают вертикальные мазки, другие акцентируют горизонтали и диагонали. В соответствии с этим, например, формы голов становятся подчёркнуто узкими и вертикальными, или же, наоборот, широкими и горизонтальными. Вы­бор направленности мазка выявляет характер мышле­ния и выражения чувств. Как, например, характер при­чёски может сказать о многом. Как волосы могут плотно прилегать к голове, лежать ритмичными волнами, или же быть взъерошенными и падать беспорядочными прядями, так и цветовые пятна могут быть резко очер­ченными или «диффузными», сливающимися, или же неясными и неупорядоченными.


Художники, работаю­щие в последней манере, не созданы для простого и яс­ного мышления. Они очень сердечны и мечтательны. Если мы хотим найти объяснения субъективным цвето­вым сочетаниям, то должны быть внимательными к са­мым мелким особенностям, а не только к самым укруп­нённым и общим характеристикам цвета и цветовых пя­тен. При желании понять субъективную ориентацию ху­дожника важен, само собой разумеется, не только цвет его волос, глаз и кожи, — самым существенным здесь является «аура» данной личности.

         Теперь несколько небольших примеров для иллюстра­ции различий в цветовых предпочтениях. Светловолосые, голубоглазые ученицы с розовой кожей лица, как правило, работают очень чистыми цветами и часто большим количеством ясно различимых тонов. Основным контрастом для них является цветовой кон­траст. В зависимости от жизненной силы людей этого типа цветовая гамма их произведений может быть бо­лее бледной или более яркой. Люди с чёрными волосами, с тёмной кожей и тём­но-коричневыми глазами представляют другой тип. Главная роль во всех сочетаниях отводится ими чёрному цвету, а чистые цвета даются в сопровождении чёрного. В тёмных тонах шумит и клокочет цветовая сила, Ученица с рыжими волосами и розовой кожей предпо­читала работать весьма интенсивными цветами. Её субъективными цветами были жёлтый, красный и си­ний в их контрастном звучании, В соответствии с этим я дал ей задание написать букет цветов. Было очевидно, что это её очень обрадовало. Я посоветовал ей ограни­читься пока темами, совпадающими по своему настрою с её субъективными цветовыми предпочтениями, пото­му что именно эти цвета могли быть прочувствованы и пережиты ею в полную меру. Это интенсивное пережи­вание является решающей предпосылкой для творчес­кой работы.



Формирование художника должно исходить из его субъективной предрасположенности к определённой цветовой гамме и формам. Для воспитания вообще и художественного воспитания в частности, знание субъективных цветовых предпочте­ний имеет большое значение.


Естественный метод воспитания должен дать каждому ребёнку возможность органически развивать свою ин­дивидуальность. Предпосылкой этому служит умение воспитателя распознать способности и возможности своих учеников. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств и поведения ученика. Помочь найти присущее только ему тяготение к тому или иному цвету или фор­ме, значит помочь ему открыть самого себя. Поначалу трудности могут показаться непреодолимыми. Но нам следует довериться духовному началу, свойственному каждой личности!

Учитель должен помогать только как бы слегка, очень естественно, но постоянно и с любовью. Подобно тому, как садовник создает наилучшие условия для своих рас­тений, так и преподаватель должен создать для ребёнка благоприятные условия для его духовного и физическо­го развития. А расти он будет согласно собственным, свойственным ему идеям и силам. В художественном воспитании есть две задачи: развить и укрепить индивидуальные творческие способности учеников и одновременно дать знание общих объек­тивных законов работы над формой и цветом, дополняя всё это изучением натуры. Индивидуальные способнос­ти будут развиваться и укрепляться, если задания будут учитывать субъективно-индивидуальные предпочтения учеников к цвету и формам.

Типу светлой блондинки будут близки такие темы, как Весна, Детский сад, Крещение, Праздник цветов. Утро в саду и т.д. Её натурные этюды должны быть пестрыми по цвету и без контрастов светлого и тёмного. Для учениц тёмного типа уместно бы было предложить такие темы, как Ночь, Свет в тёмном пространстве, Осенняя буря. Негритянская часовня. Похороны, Горе и т.п. Работы с натуры ей следовало бы выполнять мягким углем и белой краской, без геометрических абрисов. Итак, различным типам учеников нельзя ставить в каче­стве модели одни и те же цветы и фигуры. Необходимы различные задания, предусматривающие проявление субъективных задатков учеников, для того, чтобы они были в состоянии найти правильное их решение.


Если ученику предлагается «чуждая» ему тема, он будет пы­ таться решить её путём размышлений, но для этого ему ещё не хватает знаний и поэтому результаты большей частью будут сомнительными. После того, как ученики сумеют осознать свои собствен­ные предпочтения, с ними можно провести занятия с элементарными упражнениями по освоению семи цве­товых контрастов, а затем занятия по изучению контрас­та форм, И здесь тоже выяснится, что для некоторых из них освоение одних контрастов будет идти легко и без усилий, а других - тяжело и с трудом. Необходимо, чтобы каждый ученик голучил представление об основ­ных, основополагающих законах в овладении цветом. Он может их принять или отвергнуть, но при этом он получит естественный стимул для новых творческих по­исков.

При изучении контрастов целесообразно проводить анализы хороших работ старых и новых мастеров. Уча­щимся будет чрезвычайно полезно, если они будут ана­лизировать произведения, нравящиеся и интересующие непосредственно их самих . Картины, выбранные ими индивидуально, станут для них своеобразными учителями,  причём ученикам станет ясно. к чему они тяготеют, к какой «семье» принадле­жат, над чем и как работали их «родственники». Одних учеников привлекут художники, работающие над кон­трастами света и тени, других — мастера цвета, форм и архитектонических композиций. А некоторых из них за­интригует яркий цвет экспрессионистов или беспред­метность ташистов.

        Сущность человека редко может быть целиком понята, исходя из предпочитаемых им цветовых сочетаний;

иногда самым главным здесь является физическая сто­рона, иногда интеллект, иногда духовная жизнь, а ино­гда сочетание всего сразу. Акцент будет меняться здесь в зависимости от индивидуального темперамента и ха­рактера человека. Преподаватели, врачи и адвокаты могли бы много ценного извлечь из наблюдений за субъективными цветовыми предпочтениями своих по­допечных.

Субъективными цветами одного из учеников были свет­ло-фиолетовый, светло-голубой, голубовато-серый, жёлтый, белый и примесь чёрного.


Его энергетическую основу, его «тонус» определялся именно этими жёстки­ми, холодными и несколько ломкими цветами. Когда он обсуждал со мной выбор профессии, я сказал ему, что он имеет естественное предрасположение к металлу, главным образом к серебру, и стеклу. «Возможно, что вы правы, но я решил стать столяром», — ответил он. Позже он действительно занялся проектированием со­временной мебели и, между прочим, создал первый современный, но стальной стул, В конце концов он стал очень известным архитектором по конструированию зданий из стекла и бетона.

Субъективные цветовые сочетания и композиции друго­го ученика состояли из оранжево-коричневых тонов, всевозможных охр, красно-коричневого и чёрного цве­та. Зелёный, синий, фиолетовый и серый совершенно отсутствовали в его работах. Когда я спросил его о буду­щей профессии, он с уверенностью сказал: «Я буду сто­ляром». Он инстинктивно чувствовал своё естественное призвание.

     Субъективные цветовые предпочтения третьего ученика состояли из полнозвучных светло-фиолетовых, желто­ватых и золотисто-коричневых тонов. В его работах эти цвета звучали как светящаяся аура, открывая в этом уче­нике способность к большой сосредоточенности. Теп­лый светящийся жёлтый цвет, переходящий в свет­ло-фиолетовый, наводил на мысли о его склонности к религиозному миропониманию. И он действительно стал ризничным в одной большой церкви и помимо то­го одним из лучших граверов по золоту и серебру. Человек может выразить себя по максимуму, лишь за­нимаясь органически близким ему делом и обладая к тому же необходимыми для этого способностями. Следует заметить, что несмотря на то, что я усердно со­бирал мнения о предложенной мной цветовой трактов­ке времён года, я ни разу ещё не нашёл человека, кото­рый бы неправильно определил каждое из этих времён. Это убедило меня в том, что помимо индивидуального суждения человек способен на более объективный под­ход к явлению, который заставляет его признавать су­ществование чего-то общезначимого и берёт верх над индивидуальными пристрастиями.


Это объективное суждение является, несомненно, высшим проявлением разума. Именно поэтому нам необходимо хорошо дис­циплинированное колористическое мышление и знание

цветовых возможностей. Поскольку это помогает избе­жать односторонности и ошибок в оценке колорита, продиктованных только нашим вкусом, и если исследо­вание позволит найти в мире цвета объективно-обще­значимые закономерности, то наша обязанность заклю­чается в том, чтобы изучить их.

     В среде художников можно наблюдать три различных типа отношения к проблемам цвета. Первый тип характерен для художников «эпигонов», ко­торые не ищут собственных цветовых решений, а ско­рее повторяют колорит своих учителей или других ху­дожников.

Ко второму относятся «оригиналы», которые пишут так, как это подсказывает им личный вкус. Они компонуют согласно своим представлениям о форме и цвете. И ка­кой бы ни была тема их картин, их цветовое выражение всегда будет одинаковым.  Леонардо да Винчи по поводу этой группы художников в своем «Трактате о живописи» писал следующее: «Как смешны и нелепы те художники, которые придают фи­гурам маленькие головы лишь потому, что малы их соб­ственные». То, что Леонардо говорил здесь о пропорционировании, применимо и к области цвета. Третий тип отношений к цвету представляет группа «универсалов», художников, работающих с цветом на основе знания его объективных законов. При этом каж­дая их композиция отличается своим собственным цве­товым решением, соотнесённым с выбранной темой. Понятно, что эта группа художников немногочисленна, ибо каждый из них должен в своём субъективном цветовосприятии владеть всем спектром цветового круга, а это бывает нечасто. Помимо этого, художники «универ­салы» должны обладать большими знаниями и иметь широкий мировоззренческий кругозор.

      Если субъективная предрасположенность к цвету гово­рит о внутреннем мире человека, то одновременно с этим и о способе его мышления, чувствах и поступках, Внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии.


Я по­лагаю, что это возникает благодаря тому, что преломление и фильтрация белого света проходит через электро­магнитные колебания психофизической сферы данного человека. Когда человек умирает, он бледнеет. Его лицо и тело те­ряют цвет по мере угасания света его жизни. Бездухов­ная материя мертвого тела не имеет цветового излуче­ния. Тот, кто хочет нтерпретировать субъективные цветовые проявления, не должен останавливаться на оценке толь­ко различных цветовых характеристик и их самостоя­тельной выразительности. Самым важным здесь являет­ся общая тональность в целом, затем расположение каждого цвета по отношению к другому, их движение, яркость, светлота или, наоборот, приглушённость, про­порциональность, структура и ритмы цветового постро­ения.

     Люди, которые профессионально работают с цветом, часто склонны руководствоваться собственными прист­растиями в отношении к цвету. Это может привести к непониманию и спорам, особенно в тех случаях, когда одно субъективное мнение сталкивается с другим. Для решения многих проблем должна быть объективная данность, которая важнее субъективных предпочтений. Так, мясная лавка может быть оформлена светло-зелё­ными и сине-зелёными тонами, для того, чтобы разные сорта мяса казались более свежими и красными. Мага­зины кондитерских изделий покажутся более нарядны­ми в обстановке, окрашенной в светло-оранжевые, ро­зовые и белые цвета с чёрными вкраплениями, возбуж­дающими желание купить лакомства. Но если бы ком­мерческий дизайнер задумал создать упаковку для ко­фе, украшенную жёлтыми и белыми полосками, или пакет для спагетти с синими горошинами, то его проект был бы отвергнут, потому что эти формы и цвета не со­ответствуют теме.

      Садовникам также приходится повседневно сталкивать­ся с важными проблемами формы и цвета. Они наблю­дают за ростом растений, их формами, пропорциями, окраской цветов, листвы и плодов. Если они хотят до­биться надлежащего эффекта, то им следует учитывать состояние почвы, вид окружающих растений и камней



и, наконец, условия света и тени. Садовник не может выбирать те или иные растения, отдавая предпочтение определённым и нравящимся ему цветам. Поскольку было бы ошибкой сажать темно-синий шпорник на фо­не коричневой изгороди или жёлтые цветы на фоне бе­лой каменной стены, потому что фон не позволит окра­ске цветов прозвучать в полную силу. Составители букетов целиком зависят от времени года и от тех цветов, которые дарит природа. Несмотря на эти ограничения, составители букетов постоянно должны находить объективно правильные решения и не наде­яться в этом деле только на свой личный вкус. Оформ­ление свадьбы цветами должно быть жизнерадостным;

кроме эмоциональных красных и розовых тонов в буке­ты могут быть включены любые яркие цветы. Для кре­щения никому не придёт в голову выбрать фиолетовые, тёмно-синие или тёмно-зелёные цвета, предпочтение отдается светлому, нежному, - мелким цветочкам — бе­лым, голубым, розовым, светло-жёлтым со светло-зе­лёными декоративными веточками. Флорист, занимаю­щийся оформлением юбилея какого-нибудь общества, будет использовать яркие, крупные цветы в их пестрой, торжественной и почти безличностной аранжировке, включая в свои букеты зелёные гирлянды, листья, чтобы всё вместе производило впечатление организованной праздничности и мощи.

     Владельцы цветочных магазинов, которым приходится обслуживать определённую клиентуру, достигнут успе­ха, если попытаются приспособиться к вкусам своих клиентов, вместо того, чтобы навязывать им свои. Когда покупательница ищет цветы определённого цвета, то продавщица должна знать, какие другие цвета могут усилить или ослабить, или же сразу изменить нужное для клиентки впечатление. Поэтому яркие цвета или другие столь же яркие товары никогда не должны нахо­диться в поле зрения покупательниц, ибо каждый цвет может оказать своё воздействие на то, что они ищут. Следует заметить, что по этой же причине помещения для товаров, где, прежде всего, оценивается их цвет.


всегда должны быть окрашенными в нейтральные се­рые тона. Дизайнеры, работающие в текстильной    промышленности, должны хорошо знать общие объективные законы формы и цвета. Им приходится несколько раз в год со­ставлять новые коллекции модных цветовых гамм. Если новые модные цвета будут близки их собственным субъективным цветовым предпочтениям, то найти нуж­ные тона и оттенки дизайнерам будет очень легко, а их коллекции окажутся убедительными и будут иметь ус­пех. Но если модные цвета не совпадают с субъектив­ными предпочтениями того или иного дизайнера, то потребуются колоссальные усилия, чтобы создать то, что требует мода.

Если в персональных цветовых симпатиях того или ино­го архитектора господствуют серо-синие тона, то они предпочтут выдержать жилые и торговые помещения в тонах, которые им нравятся. Заказчики, которым эти цвета также импонируют, будут очень довольны, но дру­гим, настроенным на оранжевый или зелёный цвет, се­ро-синие помещения покажутся неприятными и эти люди будут чувствовать себя здесь плохо. В последнее время принято, чтобы архитекторы оформляли боль­шие жилые блоки достаточно однообразно. Но следует знать, что только люди с соответствующим восприятием цвета буду жить здесь охотно, а у всех остальных эти дома могут вызвать даже отвращение. У людей, чувст­вительных к цвету, несимпатичные им цвета могут спро­воцировать даже психические расстройства.


Содержание раздела