Основы цвета


Цветовой шар - часть 10


Подчинённость определённого цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздейст­вие которой определяется главным образом цветом, должна подчинять форму в её композиции цвету,

Рис.57

А  картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от фор­мы.

Кубисты уделяли особое внимание проблемам формы и поэтому относились к цвету редуцированно, уменьшая в своих картинах количество используемых ими цветов. Экспрессионисты и футуристы в равной степени прояв­ляли интерес и к форме, и к цвету. Импрессионисты и ташисты предпочитали форме цвет. То, что говорилось о субъективном отношении к цвету, применимо и к форме. Каждому человеку в соответст­вии с его конституцией присуще предпочтение опреде­ленным формам. И неслучайно графологи обстоятельно исследуют связи между субъективными формами по­черка и личностью писавшего. Однако в рукописном шрифте могут проявить себя только некоторые субъек­тивные факторы.

    В древнем Китае восхищались шрифтами, имевшими субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты, в которых оригинальность и гармо­ния были уравновешены.Работы тушью особо почитались. Лианг К'аи и другие  большие мастера в искусстве шрифта пошли ещё даль­ше. Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля» уступили место поиску абсолюта и решению каж­дой темы на основе общедействующих средств вырази­тельности. Рисунок шрифта у Лианг К'аи настолько раз­личен, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Субъективный характер формы преодоле­вался им во имя их высшей объективной правдивости. В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в по­строении пространства, и в распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с их колори­том и текстурой.

В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Маттиас Грюневальд.В то время как Конрад Витц и Эль Греко были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм. Жорж де ла Тур субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог, предпочитав­ший формальную и цветовую субъективность.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин